Картина “Бурлаки на Волге” считается образцом реалистической живописи. Однако Илья Репин, желая создать злободневное “социальное-критическое” произведение сознательно исказил реальность.
В моем советском детстве эта картина была для меня, во-первых, иллюстрацией «ужасающего положения простого народа в царской России», а во-вторых, таким же символом доиндустриальной эпохи, как и изображение египетских рабов на строительстве пирамиды.
Поэтому много позже я был удивлен, прочитав у осведомленного Гиляровского, что бурлаки были вовсе не жертвами жестокой эксплуатации, а, напротив, хорошо оплачиваемыми профессионалами. В бурлацкие артели брали далеко не каждого, и хотя этот труд был по определению тяжелый, но он был не тяжелее, чем любая работа, связанная с переноской грузов.
Поэтому, изобразив группу измученных бродяг, половина из которых явно не доживет до вечера, Илья Репин сильно перегнул палку.
Тем не менее, надо признать, что, занимаясь грубым физическим трудом, успешным человеком не станешь. Из многотысячной армии бурлаков успеха добились только двое – Гиляровский и Горький. Кстати, именно рассказы и очерки, в которых они драматично описывали беспросветную жизнь бурлаков, грузчиков и прочих кочегаров, и принесли первую популярность этим писателям.
Но это уже другая тема. И называется она: «Как извлечь пользу из своих проблем?». И лучше всего осветил эту тему Александр Дюма в знаменитом романе “Граф Монте-Кристо”.