Самая сексуальная картина в мире известна практически всем. Это “Завтрак на траве” Эдуарда Мане,, написанный в 1863 году.
Перед тем, как написать собственный обзор, я решил прочитать несколько профессиональных искусствоведческих разборов этого известного полотна.
Я получил массу полезной информации:
– о намеренном смещении перспективы (вызов тогдашней Академии художеств);
– о громком общественном скандале, вызванном ее появлением на выставке;
– о наличии в летнем лесу зимней птицы снегиря;
– о странно “плоском изображение женщины в сравнении с объемными изображениями мужчин”;
– о “незримой черте, отделяющая мужчину от женщины”;
– о том, что «один из мужчин держит руку за спиной женщины, подчеркивая, что это его собственность. А второй «скрытым образом на нее претендует, о чем говорит агрессивный жест его руки, трость и раскрытые ноги»;
– и т.д.
Все это было очень познавательно, но не давало ответов на два по-настоящему важных вопроса:
- Почему женщина раздета, а мужчины одеты?
- Почему эта картина так популярна?
Что касается первого вопроса, я могу предложить сразу три убедительные версии:
- Мы видим финал игры в карты на раздевание. Женщина проиграла, но достойно приняла поражение – без жеманности и без стыдливых попыток прикрыться руками.
- Женщина только что искупалась – видите реку на заднем плане, где плещется ее подруга? Сейчас она обсыхает, потому что не захватила с собой ни полотенца, ни халата. Попробуйте надеть корсет на мокрое тело!
- Женщина УЖЕ разделась, а мужчины ЕЩЕ не разделись. Они ждут, когда к ним присоединится вторая девушка, чтобы сыграть вчетвером в самую любимую игру человечества со времен сотворения Адама и Евы.
Да и для чего, спрашивается, они приехали в лес? Позавтракать на траве? Но обычно люди сначала завтракают, а потом едут на природу.
Эти версии не только раскрывают замысел художника, но и объясняют загадку неувядающей популярности картины.
Неискушенные зрители – а таких подавляющее большинство – не обратят ни малейшего внимания на искажения перспективы, скрытые смыслы и особенности манеры художника. И уж тем более не заметят маленького снегиря на пестром фоне.
Залов и картин еще очень много, а музей через час закрывается – вот о чем думают спешащие посетители, задержавшись перед “Завтраком”. Сначала на пару минут, потом еще немного, а потом им не хочется уходить.
Потому что они увидели главное: привлекательную обнаженную женщину, сидящую рядом с двумя мужчинами в темном. И основной инстинкт немедленно посылает электрический импульс в мозг:
Смотрите, как это сексуально!
Намного сексуальнее, чем километры однообразных классических картин с типовыми Психеями, Афродитами, Данаями и кающимися Мариями Магдаленами разной степени раздетости.
– Действуйте! – говорят нам мудрый Эдуард Мане и его чудесная картина. – Хватит натирать мозоли и впустую тратить время! Ищите выход из этого утомительного места, и поезжайте – нет, не обязательно в лес! – в уютную квартиру или номер отеля, чтобы как можно скорее предаться истинным радостям бытия.
А недосмотренные музейные залы и картины досмотрите позже. Лет через тридцать-сорок, когда ни на что другое уже не будет ни сил, ни желания.