Картины “Русская Венера” Бориса Кустодиева и “Три грации” Рубенса – это два принципиально разных подхода к изображению обнаженного женского тела.
Как известно, идеалы женской красоты постоянно меняются. Древние греки и римляне предпочитали крепких, гармонично сложенных женщин. И заодно мускулистых красавцев-мужчин – но эта скользкая тема выходит за рамки данной рецензии.
Но после распада Римской империи античный культ обнаженного тела сменился католической бестелесностью. Портреты плоскогрудых женщин в эпоху Средневековья и раннего Ренессанса вызывают тоску и желание как можно скорее уйти в монастырь.
Думаю, что художники были вынуждены подчиняться гласным и негласным церковным запретам. Священнослужители давали обет пожизненного безбрачия, поэтому всячески старались оградить себя от возбуждающих образов.
Но жизнь берет свое, и человечество снова вернулось к истинным ценностям. Впрочем, полагаю, что даже в самые мрачные средневековые времена рисовали одно, а любили совсем другое – поаппетитнее и поухватистее.
На этой картине Рембрандта, написанной в 17 веке, все соразмерно и в высшей степени приятно.
А вот знаменитому художнику Рубенсу, творившему в ту же самую эпоху, чувство меры явно изменило. Его полотна наполнены, точнее, переполнены кубометрами и центнерами мужской и женской плоти – одинаково антиэротичной.
Фантастические цены за его полотна вызывают крайнее удивление.
Картина “Лот и его дочери” с изображением двух перекормленных девиц и голого толстого старика ушла на аукционе за 58 миллионов долларов.
Словно покупатели платят не за произведения искусства, а за живой вес изображенных на них упитанных персонажей.
Давайте сравним знаменитые «Три грации» Рубенса и популярную картину “Русская Венера” отечественного певца пышнотелых женщин – Бориса Кустодиева:
У Кустодиева пышность в высшей степени привлекательна, а у Рубенса она перешла в хорошо заметное ожирение и запущенный целлюлит.
Изображение обнаженных округлостей, выпуклостей и вогнутостей должно тешить ум, глаз, сердце и остальные органы и чувства. Но уж точно не заставлять зрителей кривиться при виде жировых складок, дряблых рук и обвислых животов.
Я допускаю, что отдельным любителям монументальных форм банная девушка Кустодиева покажется недостаточно корпулентной. И, несмотря на вышеперечисленные изъяны, они обратят взоры на Рубенса.
И совершенно напрасно.
Эта картина Бориса Михайловича отправляет в убедительный нокдаун все творчество незаслуженно великого фламандца:
Перед нами женщина с формами, внушающими уважение и даже легкий трепет. Но обратите внимание: при этом ничего не висит, не собирается неэстетичными складками, на коже нет никаких “апельсиновых корок”.
Может быть, кто-то возразит мне, что Рубенс был большим реалистом, чем Кустодиев? Что Рубенс показывал, как реально выглядит женщины с избыточным весом, а Кустодиев «улучшал и корректировал” печальную действительность?
Да хоть бы и так! Искусство призвано радовать, а не пугать. В жизни и без того хватает страхов и неврозов, чтобы множить их картинами с жирными женщинами.
Такими, например:
Лично я выбираю приукрашенную действительность. А если вам нравится беспощадная голая правда, то тогда вы ошиблись дверью. Клуб визуальных извращенцев находится этажом выше, звонить два раза.