Как понять, чем куртизанка отличается от проститутки? Исчерпывающий ответ мы найдем в романах «Дама с камелиями» и «Таис Афинская».
“Стащите, на свою беду, какую-нибудь безделку, вас выставят на площади Дворца правосудия, украдите миллион, и вы во всех салонах будете ходячей добродетелью”.
О. Бальзак. “Отец Горио”
В жизни важен всего масштаб и размер.
Мелкий лавочник – звучит пренебрежительно. Но если у вас 100 лавок, то вы уже торговый олигарх и столп общества.
Если вы похитите 5000 рублей, вас могут посадить. Если вы похитите 50 миллионов рублей, то у вас есть все шансы стать депутатом.
Сравните:
«Эй, красавчик! Хочешь получить море удовольствий всего за 5 шиллингов?»
«Вы, должно быть, не знаете, что я трачу шесть-семь тысяч франков в месяц и что иначе не могу существовать; вы не знаете, должно быть, мой бедный друг, что я вас очень скоро разорю».
Обе женщины занимаются одним и тем же ремеслом – сдают свое тело в аренду. Но в первом случае это выглядит низко и предосудительно, а во втором вызывает уважение.
Первую женщину грубо называют проституткой и шлюхой, а вторую красиво – куртизанкой, кокоткой или гетерой.
Разница – в размере вознаграждения.
Дорогостоящие проститутки становятся предметом восхищения читателей – Эстер из «Блеска и нищеты куртизанок» Бальзака, Маргарита Готье из «Дамы с камелиями» (заметьте – «дамы», даже не кокотки) – и и ценителей бельканто (опера «Травиата», тот же первоисточник).
Они вызывают острую зависть со стороны более добродетельных, но малообеспеченных женщин. Зависть обычно маскируется под справедливое возмущение:
– «Почему я, честная, замужняя, верующая в Бога женщина, живу в нищете, а эта…»
Вспомним популярнейший в советские времена роман о дорогой афинской проститутке (гетере) по имени Таис.
Популярность книги Ивана Ефремова совершенно понятна. Подобные темы намного выигрышнее, чем сюжеты о борьбе хорошего с лучшим на примере отношений молодого передового инженера и пожилого консервативного начальника цеха.
Таис сохранилась в истории благодаря тому, что была подругой Александра Македонского. На веселой оргии по случаю победы над персами она схватила факел и предложила собравшимся сжечь захваченный город Персеполь.
Александр, его полководцы и сопровождающие войско девицы с энтузиазмом подхватили призыв Таис.
Результат попойки: несколько сохранившихся колонн на месте одного из чудес тогдашнего света, живописные полотна и миллионные тиражи романа «Таис Афинская».
И наоборот.
Девица, от нужды или по доброй воле пошедшая на панель и зарабатывающая гроши, вызывает презрение, осуждение или в лучшем случае жалость, как героиня Вивьен Ли в старом печальном фильме «Мост Ватерлоо» или Катюша Маслова в романе Льва Толстого «Воскресение».
Мораль:
Занимайтесь чем угодно, лишь бы успешно.